Еще 20 лет назад русские, а тогда советские, люди не задавались вопросом, куда девать деньги. Не потому что было много возможностей и вариантов, просто денег ни у кого не было. 10 лет спустя - деньги появились, а вместе с ними и дорогие машины, квартиры и модная одежда. И наконец-то стали уделять внимание тому, что вечно - антиквариату.
За столь короткий, по мировым меркам, срок российское коллекционирование предметов старины и произведений искусства успело пройти несколько этапов.
Моду на корпоративные коллекции, большинство из которых было распродано после череды банковских кризисов и дефолта 1998 года. Бум интерьерного коллекционирования: когда главное требование к картине - чтобы она гармонировала с ковром и обивкой дивана.
Среди собирателей встречаются и по-настоящему увлеченные интеллигентные люди, и снобы, желающие выглядеть аристократами. Но и те, и другие уже подходят к покупке произведений искусства не как к разорительной причуде, а как к еще виду бизнеса. Приобретая новую вещь, прикидывают, сколько она будет стоить через 5-10 лет. И вернут ли они свои деньги, если в трудный час придется продать коллекцию.
По всем параметрам - антиквариат не самый худший бизнес. Цены на произведения искусства растут в среднем на 15-20% в год (положив деньги в банк под проценты, вы столько не получите).
Интересно то, что до появления российского рынка антиквариата, русские картины и вообще творчество "русских гениев" оценивалось в несколько раз ниже их французских и английских коллег. С появлением отечественных конкурентоспособных покупателей ситуация в корне изменилась. В Лондоне в ноябре-декабре 2004 года на торгах аукционных домов Sotheby's и Christie's картина Айвазовского "Вид на Исаакиевский собор в морозный день" была куплена за 2 115 470 долларов.
Однако, как это принято в России, большие деньги - большие риски. Поэтому почти все картины такого уровня продаются через посредников и анонимно. Да и вообще сделки с антиквариатом обычно проходят по схеме: я тебе деньги - ты мне картину. Никакой экспертизы, достаточно подписи на холсте. А отсюда и много проблем, когда подлинник Шишкина оказывается плохо сделанной копией, а обманутый "вкладчик" теряет не один миллион долларов.
Как же не попасть впросак, купив подделку, и при этом "не светить" крупными суммами? Вывод прост: прежде чем вообще задумываться об инвестировании денег в антиквариат, стоит научиться "грамотно" себя вести в этом секторе. Следует понять, что круг антикваров и коллекционеров сложился не вчера. Это очень специфичный и корпоративно замкнутый на себя мир, который может не захотеть, что вполне естественно, или даже не потерпеть "инородного вторжения".
"Поэтому, прежде всего, надо разобраться в российском законодательстве", - советует юрист Леонид Морозов.
Пристальное внимание государства к антикварному рынку выразилось в принятии Федерального закона об изменениях в налоговом кодексе (№ 127-ФЗ от 2 ноября 2004 года). С января 2005 года была введена госпошлина на право вывоза (в том числе, временного) культурных ценностей, размер которой определяется следующим образом: на вывоз предметов старше 50 лет госпошлина начисляется в размере 10% от их стоимости, а в случае, если возраст вещи составляет менее 50 лет - в размере 5% от ее стоимости. Возраст культурных ценностей определяется экспертами-уполномоченными, работающими в Росохранкультуре.
Следующий этап - надо определиться в предмете интереса: монеты, иконы, живопись, графика, какое-либо иное конкретное направление в искусстве. И тут же начинать целенаправленное посещение соответствующих вашему интересу мероприятий: галерей, выставок, салонов, ярмарок. Не стоит покупать первое, что бросилось в глаза - лучше обратиться к экспертам. Экспертами являются ведущие музейные специалисты. Каждый из них имеет опыт определения авторства произведений конкретного художника, исторического периода или стиля.
Со стартовым капиталом на нынешний день можно определиться так. Помимо приобретения самой вещи (вещей), проводятся консультации и экспертизы. Предметы коллекционного или музейного качества стоят немало. Если вы выбрали живопись, можно начать с 10 тысяч у.е.
Ниже - предметы современного искусства или произведения малоизвестных (неизвестных) художников XIX-начала XX века. Если же вы нацелились на шедевры, то ориентируйтесь на 50 тысяч у.е. В один предмет вкладывать все средства не стоит. Это как на биржевом рынке: существует прямой риск прогореть, вложив все в акции одной компании.
И еще одна немаловажная деталь. Предметов настоящего коллекционного уровня, не говоря уж о музейном, не так уж много. И часто бывает, что откровенные подделки имеют экспертные заключения - естественно купленные. Даже маститые профессионалы иногда попадаются. Настоящие антиквары и коллекционеры знают, что самое криминальное "антикварное направление" - это живопись и иконы, потому что за них готовы платить огромные деньги. На втором месте по значимости стоит раритетная мебель, следом идут фарфор, стекло, серебро.
Можно "нарваться" и на другую мину - приобрести краденый предмет. Будь то вещь из частной коллекции или из фондов музея и архива. С владельцами таких предметов "антикварные отделы" правоохранительных органов обычно не церемонятся. Можно прогореть в одночасье или, того хуже, пойти по уголовному делу.
Поэтому, как бы ни хотелось, обойдя все законы, заплатить меньше, всегда нужно помнить, что скупой платит дважды. И лучше вы отдадите несколько сотен у.е. эксперту за проверку, чем потеряется свое состояние, и приобретете насмешки друзей и врагов.