7% скидка каждому посетителю нашего сайта

← в Библиотеку Коллекционная фотография - порядок мировых цен

Фотография устанавливает рекорды на мировом рынке искусства. В 2002 году на аукционе Christie's в Нью-Йорке в торгах за современную работу Андреаса Гурски (Andreas Gursky) победила Nike с предложенной ею ценой 701 055 евро. Можно, однако, купить ценную историческую фотографию по куда более скромным ценам: фотографии Моголи-Надьи 1925 года "Bauhauskapelle" были выставлены Виллой Грисбах на аукцион в Берлине в мае 2003 года с эстимейтом 700 евро.


Andreas Gursky, "Bundestag", 1998

Фотография - это специфическая область

Как минимум с трех точек зрения. Во-первых, с точки зрения разнородности. Кроме классических портретов, пейзажей, архитектурных видов, существует фотография прессы, документальная, фотография моды... У каждого вида есть своя публика.

Второй отличительной чертой является ее молодой возраст, который отсчитывается от 1839 года. В течение последующих нескольких лет происходило молниеносное развитие новых негативно-позитивных техник фотографии, а также начавшаяся около 1860 года экспансия фотографии визитов и так называемой стереоскопической фотографии - фотоснимки этого периода теперь принадлежат к редкостям. Частные коллекционеры уже с конца XIX века заинтересовались магическим изобретением.

Наконец, третья черта фотографии - то, что ее относительно недавно допустили на салоны изящных искусств - окончательно признав фотографию искусством только в середине XX века. И с тех пор этот вид искусства развивается в необычайном темпе.

Это очевидно также по рынку. В статье, опубликованной в "Frankfurter Allgemeine Zeitung", Вильфред Веганд фиксирует точки продаж: если еще в 1980 году наивысшая в мире аукционная цена за единичную фотографию составляла 35 000 евро, то уже в 2003 году за известную фотографию Андре Мондриана был затребован миллион долларов!

К концу 90-х годов фотография окончательно заняла принадлежащее ей место на рынке искусства - известные аукционные дома во всем мире организуют аукционы, занимающиеся исключительно продажей фотографии. Сейчас кроме Музея современного искусства в Нью-Йорке (Museum of Modern Art или MoMArt New York), который очень рано - уже с 30-х и 40-х годов начал создание коллекции фотографии, прекрасные собрания фото имеют также Центр Помпиду, Стеделик Музей (Stedelijk Museum), а также современная коллекция Пинакотеки (Pinakothek der Moderne).

В Европе Меккой фотографии без сомнения является Париж. Согласно актуальному изданию "European Photography Guide" в самом Париже находится 50 галерей, музеев и собраний, посвященных фотографии. С тех пор как в 1997 году появилась международная ярмарка фотографии Paris Photo, Париж может рискнуть соперничать даже с Нью-Йорком.

Следующий за Парижем самый интересный центр фотографии - Германия, где действует множество галерей и превосходных фотографических собраний. Чтобы познакомиться с немецкой сценой фотографии, нужно объехать всю страну и обязательно задержаться в Кёльне, в Гамбурге и Берлине, в Мюнхене, во Франкфурте и Ганновере, а также в Дрездене, Штутгарте или в Галле. Интересные галереи и коллекции находятся также в Англии, Швейцарии Голландии, Австрии, Бельгии, Испании и в особенности в Финляндии, где творчески работают молодые фотографы, а кроме того в Венгрии и Чехии. За пределами Европы фотография процветает, разумеется, в Соединенных Штатах, а также в Японии.

Важнейшие ярмарки фотографии и аукционы происходят в Нью-Йорке (AIPAD), в Лондоне (photo-london), в Кёльне (Art Cologne, объединенный с ярмаркой фото-кинотехники) и в Берлине (Foto Bild Berlin). Достигаемые на этих ярмарках и на сопутствующих им аукционах цены могут поражать воображение, однако, они предсказуемы, по крайней мере, до некоторой степени.

Формирование цены

Дороже всего продаются фотографии исторические и уникальные, при условии, что их подлинность не вызывает сомнений и подтверждена добросовестной экспертизой. В случае современной фотографии существенна, кроме престижа автора в мире искусства, наличие подписи (сигнатуры) и статус произведения. То есть цена будет отличаться в зависимости от того, является ли фотография уникальной или это один из множества авторских отпечатков. Или это отпечаток, выполненный с оригинального негатива после смерти художника. Если так, то когда и т.д. Каждый из названных видов считается оригиналом, тем не менее, каждый оценивается по-разному.

Рекорды последней пятилетки

В 1999 году на аукционе Sotheby's в Лондоне была выставлена на торги легендарная коллекция Алисии Плезанс Хардрэвз (урожденная Алиса Лидделл, 1852-1934), известной как Алиса в стране чудес. Был выставлен альбом с фотографиями трех сестер Лидделл, выполненных в конце 50-х годов XIX века Льюисом Кэрроллом (1832-1898) - того самого, который, вдохновленный красотой Алисы, создал знаменитое повествование о стране чудес. Альбом куплен частным американским коллекционером за ошеломляющую цену 656 000$.

На том же аукционе была выставлена прекрасная коллекция фотографии XIX века, принадлежашая Андрэ Жаме (Andre Jammes) - французскому маршану редких книг и манускриптов. За некоторые наиболее ранние шедевры получены рекордные цены. Фотография Густава Ле Грэя приблизительно 1855 года, названная "H?tre, Fontainebleau", представляющая милую зарисовку с натуры, была куплена по телефону анонимным покупателем за 694 000$, получив почти десятикратное увеличение цены. Тот же покупатель приобрел также другую фотографию Ле Грэя 1855 года под названием "Grande Vague - Sete" за 840 370$.

Фотография Августа Зандера, теперь известного как одного из главных немецких фотографов XX века, "Handlanger" достигла на том же аукционе цены в 439 640$.

Одна из самых ранних фотографий, за которую торговались на том аукционе это дагерротип Винцента Шевалье Ле Пантеон, "Париж". Она была сделана 2 октября 1839 года - то есть едва ли спустя несколько недель после публикации способа дагерротипии. Цена - 275 710$.

В апреле 2001 года MoMArt New York выставил на торги шесть коллекций (225 экземпляров). Наиболее престижные из них - это, среди прочих, фотография Уокера Эванса (Walker Evans) 30-х годов XX века под названием "Penny Picture Display", Саванна. Она была продана за 181 750$, что установило новый аукционный рекорд на работы этого художника.


Walker Evans, Penny Picture Display, Birmingham, 1936

Также исключительно редкий автопортрет Эдварда Штейхена (Edward Steichen) 1898 года принес 170 750$, его же "Heavy Roses, Voulangis, France" продан за 154 250$. Дорого проданы также фотографии Ман Рэя (Man Ray) "Без названия" (Rayograph with Statuette and Geometric Shapes) - за 176 250$, а его "ню" - за 121 250$.

Шли торги и за серию работ Альфреда Стиглица - одна из фотографий, "Портрет руки Дороти Норманн" 1932 года, была продана за 115 750$.

На аукционах Sotheby's в Нью-Йорке в апреле и в октябре 2003 установлено множество новых рекордов. Проданы фотографии двух мастеров XX века: "Moonrise, Hernandez, Нью-Мексико" Анселя Адамса (Ansel Adams) ушла за 136 000$ и "Two shells" 1927 года Эдварда Уэстона (Edward Weston) за 467 200$. Также фотография Тина Мадотти получила очень высокую цену и двукратную прибыль - 100 800$. Среди предложений аукциона значились 75 дагерротипов из коллекции Роберта и Катрин Швемлей (Schwemley), которые принесли в сумме 312 120$. Дороже всего продан анонимный портрет пианиста (18 000$). Еще один достойный упоминания рекорд - это фотография Гэрри Каллахана (Harry Callahan) из серии "Eleanor", с эстимейтом 18 000$, проданная за 102 000$.

Если говорить о результатах продаж на международных ярмарках фотографии, стоило бы упомянуть некоторые примеры трансакций, которые прошли на торгах Paris Photo. В секторе исторической фотографии парижская галерея Serge Plantureux продала 31 фотографию по ценам от 400 до 15 000 евро. Галерея Hans P. Kraus из Нью-Йорка достигла продаж от 60 000 до 100 000$ - в том числе произведений Льюиса Кэрролла и Феликса Тейнарда. Фотография XX века также вызвала огромный интерес у публики и покупателей. Галерея "Priska Pasquer" из Кёльна продала 10 фотографий архитектуры Августа Зандера, являющихся менее известным аспектом его творчества (цены от 8 000 до 12 000 евро). Галерея "Robert Klein" из Бостона продала фото Дайан Арбус, Ирвинга Пенна и Хельмута Ньютона - только один из его снимков 1976 года был оценен в 48 000$.

Многие галереи предлагали работы молодых и неоткрытых - так, например, галерея "Taik" из Финляндии представляла фотографии художников (которых определенно стоит запомнить): Риитта Пяйвяляйнен (Riitta Paivalainen), Нико Луома (Niko Luoma), Яри Силомяки (Jari Silomaki). Почти все выставленные на торги произведения этой галереи были проданы французским, американским и голландским коллекционерам по ценам от 2 000 до 8 000 евро, кроме этого галерея "Taik" продала четыре из пяти выставленных снимка авторства Оли Коемайнен (Oli Koehmainen) - за 9 600 евро каждый. Галерея "Trabant" из Вены продала фотоснимки Кандиды Хёфер (Candidy Hofer) за 20 000 евро.


Riitta Paivalainen, Windbreaker, 2001

Влиятельная лондонская ярмарка фотографии - Photo-london каждый год выставляет фото XIX века, классический авангард 20-х и 30-х годов XX века, послевоенную фотографию, а также современных фотохудожников, видео и кино. В то же время проходят важнейшие аукционы фотографии. Цены весны этого года - от 500 долларов до полумиллиона фунтов!

Цены производят впечатление. Однако, если верить специалистам, коллекционирование фотографии - это вопрос фантазии и темперамента, а не денег. Иногда одна фотография может являться целой коллекцией, а несколько недорогих, но зато своих фотографий, может стать неплохим началом…

www.personalmoney.ru