Ни один антиквар не занимается инвестициями в антиквариат так активно, как игроки фондового рынка, считают руководители антикварных галерей и аукционных домов. Причем за последние полтора года частные лица стали приобретать вечные ценности - предметы антиквариата - гораздо чаще, чем банки и крупные компании. Многие известные сегодня инвесторы начинали с нуля: консультировались со специалистами, посещали антикварные магазины и ярмарки, определяя стиль, в который им интересно вкладывать деньги. Среди людей, инвестирующих в антиквариат и современное искусство, есть бывшие финансовые аналитики, трейдеры и даже математики. Они оценили преимущества этого бизнеса, который позволяет не только зарабатывать, но и постоянно находиться в окружении прекрасного. Итак, на каких предметах искусства можно хорошо заработать в России и как действовать начинающему инвестору?
Старое - значит надежное. Антиквариат считается одним из наиболее выгодных вложений: рынок достаточно развит, основные правила игры на нем определены. К тому же у покупателя есть уверенность: приобретенная вещь не обесценится, что легко может произойти с предметом современного искусства. Антикварные ценности и полотна старых мастеров подходят для долгосрочных вложений. По данным международного каталога искусства Hislops 2003 Price Guide, за период с 1997 по 2002 год стоимость некоторых произведений выросла на 700%.
Конечно, вряд ли на известных московских аукционах вам удастся купить за бесценок картину кисти Айвазовского: большинство работ знаменитых художников уже находятся в коллекциях. Даже если порой шедевры появляются на рынке, то стоят огромных денег: так, стартовая цена картины Николая Рериха на аукционе "Гелос" составляет более $30 тыс. При этом эксперты часто не могут гарантировать подлинность произведения. Поэтому начинающему инвестору скорее всего придется заняться чем-то менее ценным. Например, антикварными банковскими акциями.
Частные лица особенно часто приобретают старинные предметы, когда другие инструменты инвестиций уже не дают высоких доходов. Именно в такое время, как считают антиквары, людям нравится вкладывать деньги в то, что они могут потрогать руками.
Покупатель пошел не тот. Как считают дилеры и владельцы антикварных галерей, в последнее время стали гораздо грамотнее не только продавцы, но и покупатели: они не рискуют приобретать вещи, подлинность которых не подтверждена. Единственный способ избежать подделок - внимательно проверять документы на предметы и пользоваться услугами консультанта. Антиквариат коллекционного уровня всегда продается с сертификатом - экспертным заключением специалистов. К тому же все салоны, антикварные галереи и аукционные дома имеют собственных консультантов. Большинство экспертов - бывшие или действующие музейные работники. Как правило, они специализируются на конкретном направлении - живописи, изделиях из металла и т.д.
Президент аукционного дома "Гелос" Олег Стецюра предупреждает, что неопытный человек на рынке искусства может понести серьезные потери: "Это более тонкий инструмент инвестирования, чем другие. Без собственного консультанта я бы не советовал новичку выходить на рынок. Экспертов можно найти в крупных торговых структурах, специализирующихся на продаже предметов искусства. В роли консультанта могут выступить дилеры, которые имеют большой опыт работы с вещами и занимаются определенными предметами - изделиями из фарфора, серебра". Олег Стецюра советует обращать внимание на формулировку экспертных заключений: так, если произведение "приписывается Шишкину", оно будет стоить в два раза дешевле, чем картина, подлинность которой практически доказана. Инвестор, который не боится рисковать, может прилично заработать на таких тонкостях.
Мой сосед - Ван Гог! Современное искусство стоит меньше, чем антиквариат. Однако, как утверждают эксперты, его цена увеличивается достаточно быстро. Например, с начала 2002 года стоимость полотен Владимира Дубосарского и Александра Виноградова возросла ровно вдвое после того, как одну из их работ приобрел культурный центр Помпиду в Париже. Но новичку легко заблудиться в мире современного искусства. Какой стиль предпочесть? Во что вкладывать деньги - в фотографию, графику, картины художников-абстракционистов или скульптуру из отходов производства? Проще всего обратиться за помощью к специалистам. Среди наиболее известных галерей, специализирующихся на современном искусстве, - XL, "Реджина", Fine Art, "Айдан-Галерея", "Крокин" и некоторые другие.
Непосвященному человеку кажется, что механизм ценообразования на арт-рынке четко не определен. Однако, по словам куратора галереи Fine Art Ирины Филатовой, стоимость произведений современных художников устанавливается по вполне ясным критериям: "На цену картины влияет не ее качество, а биография художника: важно, где проходили его выставки, в каких галереях хранятся работы. Например, участие в Венецианской Биеналле - все равно что номинация на "Оскара". А если картины художника находятся в известных музеях современного искусства, вы точно не зря тратите деньги, - считает Ирина Филатова. - Чем больше "послужной список" мастера, тем выше стоимость картины".
В любом случае специалисты не рекомендуют отправляться на улицы в поисках гениальных художников. "С середины XIX века, начала истории импрессионизма, безвестных гениев нет. Всех их уже давно нашли галереи", - уверена Ирина Филатова. Действительно, активны не только арт-салоны, которые постоянно ищут таланты, но и художники: они предлагают свои работы. Конечно, пока картину современного художника не так легко продать, как, например, полотно Айвазовского. Но, как полагают специалисты, русские произведения XIX века не выдерживают сравнений с европейским искусством того же периода, а цены на них завышены. Поэтому со временем инвестиции в современные картины будут более выгодными, чем вложения в живопись столетней давности.
Что купить, кому продать? Недавно в цене была современная фотография, теперь модной стала фигуративная живопись. Несмотря на то, что Россия считается родиной абстракционизма, частные лица покупают в основном декоративное искусство. Фотографию приобретают любители, вкладывая деньги в известные имена, такие как Борис Михайлов. Помимо биографии цену произведения определяет уровень художника: его мышление должно развиваться в контексте мировых направлений.
Для того чтобы заработать на современном искусстве, не обязательно ждать, пока цена покупки увеличится: в Лондоне коллекционер российского искусства заплатит за картину больше, чем в Москве. Но стоит помнить, что в каждой стране ценятся прежде всего собственные художники, и состоятельного любителя надо еще найти.
Тем не менее, по словам старшего научного сотрудника художественного отдела Владимиро-Суздальского музея Татьяны Меркуловой, иностранные туристы с удовольствием скупают в салонах изобразительного искусства произведения талантливых региональных художников и мастеров. Помимо этого существуют и программы обмена. Художники из российской провинции выезжают во Францию, Германию и Голландию, пишут картины, которые оставляют за рубежом в качестве платы за проживание.
Впрочем, коллекционер Игорь Маркин считает, что современное искусство пока не может быть серьезным инструментом инвестиций в России: "Деньги на этом заработать невозможно. Хороший пример - коллекция Инкомбанка, которая сейчас распродается за бесценок на аукционе. Я собираю картины для собственного удовольствия, понимая, что пока они неликвидны: все смогу продать только с убытком для себя. Вкладывать в искусство выгоднее на Западе: там низкие ставки по депозитам".
Почти фондовый рынок. Как же действовать инвестору на рынке искусства? По мнению президента аукционного дома "Гелос" Олега Стецюры, чем меньше капитал - тем больше риски. Если средства позволяют, стоит вкладывать в предметы антиквариата и картины известных художников прошлого. Высоким уровнем надежности отличаются Саврасов, Малевич, Кандинский, изделия Фаберже. Есть и возможности для тех, кто не имеет таких финансовых средств. Им стоит обратить внимание на быстро развивающиеся направления. Сейчас это старая сюжетная фотография - например, фото Николая II и его семьи, боевых действий времен гражданской или Великой Отечественной войн. Быстро растут в цене искусство сталинских академиков, лаковые миниатюры, сделанные до 1945 года, часы с плавающим корпусом, изготовленные для кораблей. Стоит покупать несколько предметов сразу: если из 10 вещей несколько упадут в цене, продажа остальных перекроет убытки.
О том, насколько быстро развивается российский рынок инвестиций в искусство, говорят даже результаты русских продаж на аукционе Sotheby's. В мае этого года на торгах в Лондоне картины, письма и фотографии из личной коллекции Федора Шаляпина были проданы за рекордную сумму - 2 млн фунтов стерлингов. Самым дорогим было произведение Бориса Кустодиева "Красавица": его приобрели более чем за 945 тыс. фунтов. По сообщениям СМИ, в торгах активно участвовали дилеры из РФ. Так что, скорее всего, многие предметы Шаляпина теперь находятся в частных российских коллекциях.
Западному инвестору, конечно, легче, чем отечественному: у него, например, есть индексы доходности искусства. В России приходится ориентироваться прежде всего на аукционы. Например, если на торгах поднялась стоимость предметов из серебра, можно быстро купить их в салоне по более низкой цене и сразу же перепродать. К тому же хороший инвестор должен знать, кому предложить вещь: чтобы заработать свой процент, нужно найти коллекционера, который интересуется именно этим направлением. А в среднем, по словам игроков рынка, на искусстве можно получить прибыль в 20-30% годовых. Разумеется, чем профессиональнее инвестор - тем выше его заработок. Единственное, чего не советуют делать специалисты, так это вкладывать в произведения, которые вам не нравятся. Действительно, не каждый сможет терпеть в своем доме ненавистную картину только ради ожидания прибыли.
© Виктория Завьялова
© text.uuu.ru