В западных странах антиквариат не выделяется из более широкого понятия "памятники". Под этим имеются в виду и тысячелетние древности, и творения прошлого века и обладающие художественной, культурной ценностью предметы, создающиеся сегодня. Конечно, определить ценность современных произведений очень трудно. Множество факторов влияет на ее образование даже с точки зрения профессионалов. Кроме совершенства, так сказать технического исполнения, для причисления к памятникам предмет должен обладать некоей духовной составляющей ценности. По крайней мере, отражать свое время, не быть ординарным, должен отличаться чем-то особым от тонно-километров создаваемой "продукции искусства".
Для более адекватной оценки всего этого необходима некоторая временная дистанция между временем создания и оценкой, будь она сугубо материально-прагматической либо проводимой с точки зрения вклада в высокую культуру. Мы еще не забыли, как по идеологическим соображениям запрещались целые виды художественного творчества, а их голодные создатели работали "в стол". Теперь многие такие вещи попали на западные аукционы и приносят состояния своим владельцам. К сожалению, далеко не всегда авторам.
Недавно в Москве была предпринята попытка расставить ориентиры в ценах на современное искусство, а точнее на русское искусство XX-XXI веков. Тиражом 5000 экземпляров вышел справочник цен "DAR. Русское искусство от авангарда до наших дней". Издание предполагается ежегодным. Первая попытка далека от совершенства, некоторые известные столичные галеристы сочли подход к оценке некорректным и принципиально отказались участвовать в эксперименте. Несмотря на эффект "первого блина" в ценообразовании, следует отметить как показательный сам факт появления книги с солидным корпусом экспертов, множеством включенной информации.
И несмотря на сложности оценки, сегодня производится всякая всячина, которая претендует называться искусством. Станут ли создаваемые на наших глазах большие и малые сооружения - инсталяции или статуи, архитектурные строения или работы ювелиров, картины или скульптуры - в подлинном смысле памятниками, монументами нашему времени? С соответствующе возросшей в том прекрасном будущем ценой, разумеется. Оставим искусствоведам обязанность отличать шедевры от прочего, и будем надеяться, что технологии создания брэндов окажутся в случае "вечных" ценностей не слишком циничными.
В России мода вкладывать деньги в современное искуссство, едва появившись, угасла от дуновения дефолта и обесценивания некоторых известных корпоративных коллекций. В настоящий момент интерес вновь заметно растет. Хочется ведь надеяться, что купленная свежая работа восходящей звезды станет завидным наследством для наших внуков. И азартно проверить свою интуицию. Как же рождается символическая составляющая стоимости произведений современного искусства? Имя художника? Отчасти. Имя покупателя? Еще одна часть. Место показа, необычное событие? Неплохо бы. В сумме - игра влияния.
Например, один из крупнейших коллекционеров искусства в мире, фигура с огромным влиянием, Чарльз Саатчи (Charles Saatchi) получил предложение продать известную инсталяцию Дамиана Хирста (Damian Hirst) "The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living". Этой работой, показанной в 1992 году на известной выставке Young British Artists, Хирст начал свою большую мировую карьеру. Произведение Хирста - это препарированная, более чем 4-х метровая акула, помещенная в заполненный формалином аквариум. Художник купил акулу в Австралии за 6 тысяч фунтов. Акула, уже в качестве произведения искусства, была куплена Саатчи в 1992 году за 50 тысяч фунтов. Теперь же американский агент Хирста, один из крупнейших дилеров искусства, Ларри Гагосян (Larry Gagosian) предлагает владельцу 6 миллионов 250 тысяч фунтов. О личности поклонника произведения неизвестна, можно только догадываться, что потенциальный покупатель - житель США. Это возбуждает недовольство в Великобритании. В прошлом году Чарльз Саатчи продал в США 12 работ Хирста. Саатчи пользуется коньюнктурой на современное искусство и продает его с намерением инвестировать вырученные деньги в традиционную живопись маслом. Кстати, произведения Дамиана Хирста в этом году впервые появятся в Москве.
Британия же продолжает развивать творческие индустрии и поощрять вложение денег в искусство, поднимая "средовую стоимость" своих городов и улучшая их "человеческий климат". Недавно в Манчестере прошло открытие самой высокой в Соединенном королевстве скульптуры. Ее высота составляет 60 метров. А похожа она на огонь фейерверка. Скульптура водружена рядом с олимпийским стадионом. Автором этого зрелищного произведения является Томас Хэзервик (Thomas Heatherwick). Монумент поставлен в память спортивных игр Британского Сообщества, которые прошли в этом городе в 2002 году. Скульптура сооружена из двухсот стальных прутов. Новая скульптура - самая высокая в Великобритании из конструкций подобного рода. Она наклонена под большим углом, чем знаменитая башня в Пизе. Открытие осуществил известный спринтер Линфорд Кристи (Linford Christie). Стоила она немного дороже миллиона фунтов.
Поводом к ее установлению, кроме напоминания о спортивном событии, является политика властей города, направленная на привлечение внимания жителей и туристов к необычным формам визуального искусства. Этот метод увеличения ценности заброшенных районов все чаще используется управами британских городов. Искусство притягивает внимание, притягивает инвестиции, смягчает нравы. Власти утверждают, что инвестирование в искусство стимулирует и оживляет жизнь локальных сообществ, усиливает также чувство гордости жителей и их привязанность к городу. Это тоже относится к ценностям культуры.
Емкость отечественного рынка предметов искусства, например, по очень условным оценкам страховых фирм, исходящих из косвенных оценок известных коллекций, достигает 1,5 миллиардов долларов. Но это относится скорее к включенным сейчас в оборот предметам антиквариата, под которыми российское законодательство понимает культурные ценности, созданные более 50 лет назад. Оценка же произведений современного искусства в России крайне неопределенна, так же как и общая оценка имеющихся в частном и государственном владении ценностей. Федеральная служба по охране культурного наследия озвучила свою версию оборота антикварного рынка, а именно 200 миллионов долларов в год. Государство, почему-то называя эти цифры теневым рынком, видит его легализацию только в уплате налогов, соответственно подсчитав свою долю в 20-30 миллионов в год.
Антиквариат по-русски - это главным образом то, что по всему миру относится к декоративно-прикладному искусству, только старое: столовое серебро, бронза (светильники, скульптурки, аксессуары), фарфор (посуда, вазы, статуэтки), ювелирные украшения, часы, оружие, мебель, даже одежда. Еще, конечно, иконы. Графику и живопись как-то не принято называть антиквариатом. Еще есть нумизматика - монеты и медали, старинные книги - не путать с букинистикой.
Понятие "антиквариат" тесно связано с аукционами. На западных аукционах продается все: от доисторических редкостей до личных вещей новейших поп-звезд. Впрочем, эти самые звезды любят покупать современные вещи, собирают коллекции из творений модных современников. Мировой рынок культурных ценностей сегодня оценивается в 27 миллиардов долларов. Сравнивайте.