7% скидка каждому посетителю нашего сайта

← в Библиотеку Советы коллекционера

Инна Реут


Обладатель собрания русской и советской живописи Юрий Тюхтин - председатель совета директоров Совкомбанка - начал собирать свою коллекцию десять лет назад. Такие покупки, как приобретение картин, люди начинают совершать тогда, когда основные нужды удовлетворены, все необходимое для жизни куплено, среднесрочные инвестиции сделаны, когда наконец остаются свободные деньги и хочется чего-то особенного. А тут случилась оказия - распродажа серьезной коллекции русской живописи: Н.Дубовской, И.Крачковский, Н.Рерих… Классики русского искусства начала ХХ века стали основой коллекции. Позднее в коллекцию вошли произведения признанных мастеров советской эпохи.

— Юрий Михайлович, а что для Вас является определяющим при покупке произведения?

— Его происхождение, провенанс. Это главенствующий признак - подлинность произведения и, соответственно, надежность вложения средств. Я приобретаю картины из бесспорных источников - у известных коллекционеров, у самих авторов или их наследников. Ведь произведения искусства - это финансовый инструмент.

— Надежно ли он работает?

— Искусство непрерывно дорожает. Даже если и случаются временные локальные кризисы, в долгосрочной перспективе это неуклонный рост стоимости.

— Вы относитесь к покупке картин как к инвестициям? Сугубо прагматично?

— Конечно, это продуманные инвестиции. Но хладнокровно собирать произведения искусства невозможно. Настоящий коллекционер - это определенная мания. Это человек, который тратит любое количество времени на поиск раритетной вещи. "Обычным" людям его мотивация непонятна. Если кто-то покупает картины, чтобы оформить интерьер, это не значит, что он - коллекционер. Но такое приобретение может стать первым шагом, открытием для себя чего-то нового, началом внимательного к нему отношения, со временем переходящего в настоящее понимание и, наконец, в страсть.

— Ваша личная любовь - это живопись. А как финансист Вы могли бы посоветовать, в какие виды искусства вкладывать средства?

— В живопись. В советское искусство.

— Почему?

— Во-первых, потому, что у произведений этого времени безупречный провенанс. Их происхождение подтверждено самими авторами или их наследниками. До сих пор работают искусствоведы-исследователи творчества классиков соцреализма, лично знакомые с художниками. А, во-вторых, потому, что советское искусство - это нечто, созданное именно здесь, в первый раз и это ценится в мире. Классический реализм, академическое образование, московская школа живописи… На зарубежных аукционах цены на русское искусство невиданно высоки. Из-за чего начинает возникать ряд специфических проблем. Что касается советского искусства, то их нет. И цены на советскую живопись будут неуклонно расти.

— Да, проходящее время придает работам художников особый шарм - начинает цениться не только идейная правильность или профессиональные художественные качества. Советское искусство уже и на Западе не воспринимается "враждебным чужим", а вызывает интерес как аутентичное явление, отражающее свое время.

— Оно создавалось в уже несуществующей стране и ему присущи уникальные, характерные черты, стилевые особенности. Искусство советского времени отлично от искусства других стран и впредь неповторимо. Насколько же эти духовные, эфемерные составляющие эквивалентны материальным ценностям? Благодаря временной дистанции "выдержанное", "настоявшееся" искусство приобретает дополнительный флер, аромат времени. Как эти качества можно выразить в условных единицах? Чем ближе к современности, тем сложнее механизм оценки художественных работ. Тем больше амбиций, манипуляций, субъективизма. Как же не ошибиться при покупке картины? Как определить подлинную цену?

— Юрий Михайлович, а вообще, кто сегодня покупает произведения искусства?

— Большинство покупателей - это люди 30-45 лет, с высокими доходами и социальным статусом. Большинство покупает картины для дома, это любители, но не коллекционеры. Тем не менее, примерно половину всех продаж галереи Совком составляют покупки небольшого числа истинных коллекционеров. Таких среди постоянных покупателей галереи около десяти человек.

— Каков, по Вашим оценкам, входной порог на рынок советской живописи?

— Более 50 тысяч долларов. Я бы рекомендовал начинать с покупки пакета из 5-10 хороших работ, имея в виду хеджирование рисков. Из инвестиционных соображений следует делать дорогие покупки - это должны быть большие работы. Сегодня их можно купить примерно по 5-10 тысяч.

— А какую прибыль можно получить при их продаже?

— Нужно понимать, что приобретение картин - это длинные инвестиции. Программа минимум лет на пять. Следует иметь в виду, что, например, у эскизов чрезвычайно низкая ликвидность. Дороги только качественные вещи. В течение ближайших десяти лет они будут дорожать не менее чем на 50 процентов в год.

— Как Вы, уже как галерейщик, относитесь к планам введения правил антикварной торговли и лицензирования для экспертов?

— Лицензирование - это не рыночный шаг. Первичной должна быть финансовая ответственность. Например, галерея должна давать финансовые гарантии.

Считая формирование в России цивилизованного рынка искусства необходимым, Совкомбанк предпринимает для этого вполне конкретные шаги. В 2002 году на основе корпоративной коллекции создана галерея "Совком", она специализируется на советской и современной живописи и графике. Важнейшая забота учредителей - репутация галереи. Понятие репутации для галереи "Совком" - это безусловная ответственность за подлинность произведений и ее финансовые гарантии, а также прозрачное ценообразование. Единственно объективной ценой на произведение искусства я считаю ту, которая возникает публично. Вещь стоит столько, сколько за нее готовы заплатить. Открытость оценки - единственный критерий объективности. Для этого необходим такой инструмент как открытый публичный рынок, то есть аукцион.

От автора. Галерея "Совком" проводит семь аукционов в год. Кроме этого организует некоммерческие проекты - выставки, благотворительные аукционы. В апреле в ЦДХ на Крымском валу с участием галереи "Совком" была организована выставка живописи замечательного томского художника Германа Завьялова. На открытии выставки был проведен благотворительный аукцион, на него выставили одну из картин с выставки. Азартность этого действа - тема для отдельной статьи. В роли аукциониста выступил наш сегодняшний герой и руководитель галереи "Совком" Ю.М.Тюхтин. Выиграл напряженные торги за чудесный морской пейзаж не случайный человек.

Действительно, в этом бизнесе важна персональная вовлеченность, личные мотивы, особая склонность и чувства к предмету. Стоимость пейзажа выросла на аукционных торгах в семь раз, составив внушительную сумму. Вырученные деньги переданы на нужды 32-го центрального военно-морского клинического госпиталя, много делающего для своих сложных пациентов - раненых моряков.

За десять лет коллекция галереи "Совком" выросла и вместе с тем она становится все более рафинированной. Сегодня в собрании около ста живописных полотен музейного уровня, значительна графическая коллекция. Например, галерея ""Совком"" располагает наиболее крупным частным собранием произведений выдающегося графика Леонида Сойфертиса. Формирование коллекции осуществляется путем прямых контактов, приобретения задокументированы, подтверждены экспертами. Так, полотна члена Академии художеств СССР Сергея Герасимова приобретены у семьи художника. Еще недавно крупные дилеры не рассматривали произведения этого периода всерьез, считая дешевыми. Близкий ценовой уровень был и на работы других советских классиков, например, Григория Нисского. Теперь же спрос на них повышается вместе с ценой, растущей до 100 процентов в год. Цены на произведения таких мастеров, как Юрий Пименов, Александр Дейнека, Александр Древин уже выше 100 тысяч долларов. К ним приближаются работы советских патриархов живописи, например, народного художника СССР Д.А.Налбандяна. В мае 2004 года на аукционе Sotheby's картины Виктора Цветкова вышли на уровень 55 тысяч.

Комментарий эксперта. Однако, не все современные живописцы стремятся активно продавать свои работы. Выводить их все же время от времени на публику, вводить в рыночный оборот новые имена - работа галеристов. Формирование жизненно важной для рынка искусства составляющей - вторичного рынка - также галерейное дело. Вкладывать деньги в столь ресурсоемкие вещи, которые вместе с тем обладают так сказать "субъективной стоимостью", имеет смысл, когда существуют механизмы возврата средств.

Информация для инвесторов. Сейчас в галерее "Совком" идет подготовка к важному событию. 11 июня в гостинице "Катерина-Сити" "Совком" проведет аукцион европейского масштаба. Будет выставлено 100 лотов. Только первые имена русского, советского и современного искусства. Предварительная оценка - эстимейт - составляет порядка полутора миллиона долларов.